пятница, 22 февраля 2013 г.

Расул Гамзатов - "посланник" Дагестана

  Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.

   Расул Гамзатов – аварский поэт. Но это лишь первая ступень. Это поэт всего Дагестана, его «визитная карточка». Не каждый ответит, что это за страна такая – Дагестан? Но редко, кто не слышал имени - Расул Гамзатов. А как много песен звучало в 60-70-е годы, где слова были написаны Расулом Гамзатовым. Их исполняли популярные в то время Рашид Бейбутов и Муслим Магомаев. Хотя чаще всего помнят только «Журавли» .

   Но Гамзатов писал не только стихи и поэмы. Лирико-философской энциклопедией малого народа называет книгу «Мой Дагестан» исследователь творчества поэта Казбек Султанов. Но не может быть малым народ, рождающий такие песни и подвиги, какие были явлены свету в дагестанских горах и долинах. А то, что это энциклопедия народной жизни не подлежит сомнению. Исповедальностью, доверительностью и лиричностью пронизаны все строки удивительной книги «Мой Дагестан» (пер. Вл. Солоухина). Природа, история, люди Дагестана предстают как близкие и родные мне люди. Книгу можно раскрыть на любой странице, все будет интересно.



  
   Вот что пишет Расул Гамзатов о своей родине: "Дагестан — моя любовь и моя клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один — главная тема всех моих книг, всей моей жизни.
   Иногда просят рассказать только о твоем вчерашнем дне, о старинных обрядах и обычаях, о легендах и песнях, о свадьбах и саблях, о битвах и дружбе, о железных мюридах и верных девах, о благородстве и мужестве, о крови юношей и о слезах матерей.
   Иногда просят рассказать только о твоем теперешнем дне. О совхозах и колхозах, о бригадах и звеньевых, о библиотеках и театрах, о твоих трудовых подвигах.
   Ни о том, ни о другом, ни о вчерашнем, ни о сегодняшнем я не могу рассказать. Для меня есть один Дагестан, который прожил тысячелетие. Его прошлое, настоящее и будущее слились для меня воедино. Не могу дробить его на разные времена.
   А у меня главная тема — Дагестан. Велика любовь моя или очень мала, мелка моя правда или глубока, стары или современны мои чувства, но я пишу о тебе, Дагестан. Когда я пишу, перо невольно дрожит в моей руке...".
   В заключении поэт пишет: "Пусть мою книгу прочитает хотя бы один человек, и я буду рад. Я хочу рассказать этому человеку о моей маленькой, простой и гордой стране. Где она находится, на каком языке говорят ее жители, о чем они говорят, какие песни поют». Расул Гамзатов «Мой Дагестан».


Сегодня мы хотим пригласить вас в увлекательную экскурсию по современному Дагестану.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100