среда, 23 января 2013 г.

Дагестан Расула Гамзатова


Говорят: после смерти
Тела наши станут землёю.
Я поверить готов
В немудрёную эту молитву.
Пусть я стану частицей
   Земли, отвоёванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.
Р.Г. Гамзатов


Поэзия Расула Гамзатова – и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих святое имя – Дагестан. Даг – гора, стан – страна. Страна гор. Горы Дагестана – это своеобразный природный мир, не встречающийся больше нигде в нашей стране.
Дагестан немыслим без гор, без аулов... Этот край трудно представить без парения орлов, без пасущихся стад овец, без журчания родников, без петляющих над пропастями дорог, без долин.
Но для нас, читателей, Дагестан в первую очередь известен как родина Расула Гамзатова, как земля, которая дает исток удивительной по силе и мощи поэзии, ставшей давно народной, любимой в стране и далеко за ее пределами.



Расул Гамзатов

Мой Дагестан

Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"

На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.

И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.

Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.

И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.

Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.

И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых".

Расул Гамзатов читает стихотворение "Дагестан" на аварском языке: 


3 комментария:

  1. Статья директора музея Расула Гамзатова в селе Цада
    http://www.odnoselchane.ru/?sect=93&page=article&id=7915&com=articles

    ОтветитьУдалить
  2. Случайно наткнулась на ваш блог! И сразу задело за живое и красота гор, и стихотворение, и стало обидно, что мы так мало знаем и читаем Гамзатова! Спасибо вам! Анна, г. Балахна Нижегородской обл.

    ОтветитьУдалить
  3. Большое спасибо за теплые слова! Мы гордимся тем, что принимаем участие в этом конкурсе, потому что главной его целью является продвижение литературного наследия Расула Гамзатова, приобщение молодежи к творчеству этого выдающегося поэта.

    ОтветитьУдалить

Rambler's Top100